Пасха 2013

0
Пасха 2013
Пасха 2013

ПАСХА 2013 или Светлое Христово Воскресение — это особый день. Это радостнейший, высочайший и торжественнейший среди всех христианских праздников — праздник праздников и торжество торжеств. Пасха 2013 является самым торжественным праздником – так как Пасха это воскресение Иисуса Христа. Он восстал из мертвых, смертью смерть поправ.

Пасха означает прохождение пути от смерти к вечно жизни.

Пасха 2013 — подвижный праздник и дата ее зависит от дня весеннего равноденствия. Поэтому ее отмечают после полнолуния, наступающего вслед за равноденствием. Другими словами, после четвертого апреля и до восьмого мая по новому стилю.

Какого числа будет Пасха ?

Пасха 2013 году – 5 мая

Пасха 2014 году – 20 апреля

Пасха 2015 году – 11 апреля

Пасха 2016 году – 1 мая

Пасха 2013 — описание праздника

Называя Пасху величайшим торжеством и венцом христианской веры, церковь в этот день призывает всех к радости. Как некогда говорил в своем Слове об этом дне Иоанн Златоуст,

[quote]«внидите вси в радость Господа нашего Иисуса Христа, и воздержницы и невоздержницы, постницы и ленивии — вси день почтите»[/quote]

Накануне праздника, с вечера, христиане начинают стекаться в храмы для слушания Деяний Святых Апостолов. В 12 часов ночи начинается благовест, возвещающий наступившее торжество праздника.

С начала службы совершается Крестный ход вокруг храма с Крестом, Евангелием и иконами, во время которого священнослужители поют:

[quote]«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небе си». Все слушают эту песнь, как бы с Неба, и благодарят Бога, что сподобились встретить этот Праздник Воскресения Христова.[/quote]

Когда священное шествие приблизится к западным вратам, которые в это время затворены, тогда священнослужители останавливаются пред вратами и Первенствующий из них возглашает:

[quote]«Слава Святой, Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице».[/quote]

После этого начинают петь:

[quote]«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав».[/quote]

Вслед за этим открываются западные врата и все входят во храм, а священнослужители — в Царские врата, которые отверсты бывают во всю седьмицу Пасхи.

[quote]Во время службы священнослужители при каждом каждении приветствуют предстоящих во храме: «Христос воскресе!» — и народ ответствует: «Воистину воскресе!»[/quote]

При конце утрени священнослужители выходят с Крестом, Евангелием и иконами христосоваться с народом, который, прикладываясь ко Кресту, Евангелию и иконам, христосуется и с самими священнослужителями. При этом существует древний обычай дарить цветные яйца. Обычай этот означает, что Иисус Христос Своею смертью и Воскресением очистил грехи рода человеческого. После этого произносится назидательное слово Иоанна Златоуста, в котором все призываются к духовному торжеству и радости светлого праздника Воскресения Христова. После литургии освящаются так называемая пасха и кулич.

Все праздничные дни Пасхи христиане проводят в посещении храмов Божиих.

Замечательно, что многие из благочестивых христиан приходят в церковь даже на ночь и остаются в ожидании утренних крестных ходов, которые совершаются каждодневно во время Пасхи 2013. Во всех домах в это время не бывает никакой работы.

В соборах и монастырях существует обычай: в субботу Пасхи 2013 раздавать артос, знаменующий хлеб животный. В обителях во все дни Пасхи артос приносится с иконами из храма в трапезу, где, по чиноположению, совершается над ним наследование, а после трапезы он выносится опять в храм, где обыкновенно и находится во время Пасхи пред образом Спасителя. В Субботу, после литургии, над ним читается молитва, потом он раздробляется и раздается народу, который употребляет его как святыню, в особенности при болезнях.

Субботою и оканчивается праздник Пасха 2013

Пасха 2013 — особенности праздника

Все последование церковной службы в этот праздник имеет свой особенный характер, отличный от службы в прочие праздники. Так, например, во всю седьмицу Пасхи упраздняется в церковном служении чтение псалтыри и почти всех частных псалмов, а вместо оных, и притом многократно, поются: тропарь «Христос воскресе…» и другие песни, выражающие духовное веселие и торжество сердца, восхищающегося блаженством, доставленным воскресением Спасителя. Песни сии и вся служба действительно произошли от души восторженной и живо чувствовавшей благость Божию.

1. Вечерня пред праздником в Великую субботу совершается всегда с Литургиею Василия Великого, и на вечерни читаются все те места Ветхого Завета, где предсказывается (или преобразуется) смерть и воскресение Христово; а на литургии служащие сменяют, по чтении Апостола, мрачные одежды на светлые, и Апостол с Евангелием читаются уже воскресные — в знак того, что Христос воскрес весьма рано, в ночь после субботы.

2. С вечера под первый день Пасхи — до первого часа, в который начинается утреня, — читается в церкви книга Деяний Св. Апостолов. Когда получило начало это установление, не известно; но, по свидетельству Аллатия, оно, Должно быть, древнее. К учреждению сего Церковь побуждена была, без сомнения, желанием, чтобы верные ожидали в бодрствовании — как духовном, так и телесном — того времени, в которое совершилось неизреченно великое и спасительное для нас таинство. Но каковую цель имела Церковь при назначении для чтения в это время книги Деяний Св. Апостолов, а не другого чего-либо, с точностью определить трудно.

3. Во время звона ко утрени среди церкви и в алтаре возжигается фимиам — в таком количестве, чтобы вся церковь могла наполниться благовонием.

4. Пред началом утрени совершается вокруг церкви Крестное хождение — во знаменование хождения учениц и учеников Христовых ко гробу Его, где они и уверились в воскресении (а ношение плащаницы в навечерии Великой субботы бывает во знаменование снятия со креста и погребения тела Христова).

5. Утреня начинается в притворе пред дверьми храма в знак того, что ученицы и ученики Христовы уверились в воскресении Его пред дверьми гроба.

6. При конце утрени бывает всеобщее целование друг с другом при произнесении одним слов: Христос воскресе! — а другим: Воистину воскресе! — Один как бы возвещает о сем событии, а другой, как бы наперед зная это, подтверждает это известие. Таковой разговор мог происходить между некоторыми из учеников и учениц Христовых в первые часы и дни по распространении известия о воскресении его, причем от полноты радости могли быть и взаимныя лобызания.

7. На литургии читается Евангелие не воскресное, как бы то следовало по примеру других праздников, но первые стихи благовествования евангелиста Иоанна, и притом всеми служащими священниками и диаконами, — по статьям, при звоне колоколов. Не известно, когда и где первоначально введен сей обычай, но цель его состоит в том, чтобы придать празднику более торжественности.

8. Царские врата во всю седьмицу не затворяются — во знаменование того, что смертию и воскресением Спасителя отверсты всем врата милосердия Божия и путь во блаженное Небо.

9. В монастырях, соборах и по всем церквам полагается среди церкви хлеб, или артос, который в монастырях ежедневно носится братиею в трапезную и по окончании стола обратно относится в церковь; так продолжается до самой субботы Светлой седьмицы, когда оный хлеб раздробляется и раздается народу. Хлеб полагается во знамение того, что Иисус Христос смертию своею и воскресением сделался для нас хлебом жизни. Посему-то он не употребляется вдруг, после первой трапезы, но раздробляется уже по прошествии праздника. А носится хлеб в трапезную монашествующих для того, чтобы они, имея его пред глазами, воображали пищу лучшую и высшую той, какую вкушают, и учились полагать веселие свое и насыщение не в снедях, но в пострадавшем и воскресшем для нас Иисусе Христе».

Пасха 2013 — отличие праздника от других церковных праздников

Но не только в правилах проведения службы в церкви имеются особенности праздника Пасхи. Существует свой яркий, присущий только ему, своего рода «сценарий» проведения праздника в быту. Здесь и свои правила проведения праздника, здесь и свои подарки — не только близким, но и всем людям.

1. Подношение друг другу цветных яиц. По преданию, первой это сделала Мария Магдалина. Она и название оттого получила равноапостольной, что проповедовала Христа, как и апостолы. Как могла она осмелиться прел стать пред императором, будучи женщиной бедной и презренной? Но тем-то и отличались апостолы, что действовали без расчетов мирских. Подносила ли она яйцо? и если подносила, то, почему именно яйцо, и притом красное? Самое древнее и едва ли не повсеместное обыкновение — приходя к людям уважаемым, приносить нечто, употребляемое в пищу или питие, как то: хлеб, вино и прочее.

Мария, воспитанная в простоте, тем более долженствовала соблюдать это обыкновение во всех случаях; а не имея по бедности другого дара, достойного императорского лица, принесла ему яйцо — дар натуральный, только для приличия извне украшенный.

Вследствие сего некоторые в яйце видят изображение воскресения Христова и нашего, притом и духовного, и будущего телесного. Яйцо, произошедши от матери, дает жизнь новому существу, сперва внутри себя, а потом производит его на свет; так и Христос, восстав из мертвых, не только остается живым, но и дает жизнь — сперва внутреннюю, духовную, а потом даст и телесную, беззмертную и блаженную, всем верующим в него.

Окрашивают яйца в красный цвет — означает духовное веселие.

Яйцо воспринимается как символ жизни с древнейших, еше дохристианских времен.

Пасха 2013 украшеные яйца
Пасха 2013 украшеные яйца

2. Хождение священников по домам с Крестом или с иконами принадлежит также к особенностям Пасхи.

Необходимою считается икона Богоматери, так называемая Запрестольная (а в некоторых местах и икона Воскресения), а также хоругви. Иконы носятся прихожанами, которые при разных случаях жизни дают на то обет.

Во время ношения соблюдают строгую умеренность в пище и питии, а иные почти постятся, не употребляя во все продолжение ношения икон мяса.

Ходя со Крестом, поют, вошедши в дом, так называемый задостойник, т. е. стихи: «Ангел вопияше…» и «Светися, Светися…», а ходя с иконами, поют Канон Пасхи или молебны. Обойдя все дома одной деревни, в некоторых местах ходят и на поля, засеянные озимым хлебом, и там поют Канон Пасхи, прося Воскресшего — да воскресит Он и посеянное в поле.

3. Целодневный во все колокола звон чрез все продолжение праздника — во знаменование духовного торжества и сердечной радости о победе над врагами нашего спасения. Обыкновение сие принадлежит Великой России. А в Малой России ограничиваются тем, что в течение сего праздника звонят во все колокола вместо обыкновенного звона в один колокол — к церковным службам и в продолжение их, где положено звонить в один колокол.

4. Дела благотворительности. В древности в праздник Пасхи:

а) отворяли темницы и отпускали узников (исключая уголовных);

б) господа давали свободу рабам;

в) пастыри Церкви чрез целую седьмицу говорили к народу поучения;

г) богатые уделяли часть своих избытков бедным;

д) запрещаемы и прекращаемы были все народные игры и публичные зрелища;

е) не совершалось судопроизводства, за исключением случаев особенных, чрезвычайных.

К счастью, современный мир после долгих лет гонений и безразличия к Церкви вновь обращает к ней свой взор. Некоторые из этих обычаев со блюдаются людьми благочестивыми и сейчас: многие из богатых отличают праздник сей особенною благотворительностью узникам, больным, бедным и церковнослужителям; многие сами посещают тюрьмы, больницы и богадельни.

Издавна в нашем народе существует мнение, что христиане, умирающие в праздник Пасхи, все без исключения удостоиваются Царствия небесного. Эту мысль могли породить частью священные песни, в которых воспевается всеобщее прощение на Пасху, частью же — обычай во всю неделю не затворять Царских врат, что знаменует, по Златоусту, отверстие Небес, чтобы все знали, что никогда небо не бывает так близко от нас, как на Пасху.

Пасха 2013 — о Воскрешении Господнем

То, что было ясным для человека прошлого века, с детства изучавшего закон Божий, далеко не каждому ясно сейчас. Поэтому есть смысл подробнее остановиться на том, что стоит за привычными словами. Существует довольно много литературных интерпретаций воскрешения Христа, но все они основаны на одном первоисточнике — Библии. Своеобразная его трактовка разными авторами объясняется индивидуальностью каждого автора. Я тоже хочу предложить вашему вниманию одну из них.

Когда прошла суббота на рассвете следующего дня, пришли ко гробу Спасителя Мария Магдалина и другие женщины. Они пришли очень рано, когда было еще темно. И хотели помазать тело Христа благовониями. По дороге говорили они между собою: «Кто же отвалит камень от гроба?» (Камень был очень тяжел.)

Но вдруг, взглянув, видят — камень отвален от гроба, гроб раскрыт.

Мария, испугавшись, поспешила к апостолам, чтобы сказать им, что кто-то унес тело Спасителя. Другие же жены, удивляясь и пугаясь, вошли в гроб — в пещеру, и вдруг их взору предстает Ангел в белоснежной одежде, сидящий на гробе Учителя. Мироносиц объял ужас. Но Ангел говорит им: «Не бойтесь! Вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. … Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее; там Его увидите…»

Женщины «со страхом и радостью великой побежали возвестить» обо всем виденном ученикам Иисуса.

Мария же прибежала к апостолам Симону, Петру и Иоанну и говорит им: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Тотчас же Петр и другой ученик вышли и пошли ко гробу. Они вышли вместе. Но Иоанн был моложе Петра, он бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый. Наклонился Иоанн, посмотрел в гроб и увидал лежащие пелены, которыми было обвито тело Христа. Вслед за ним приходит Петр. Он вошел в пещеру и тоже увидал одни пелены, а плат, кото рым было закрыто лицо Спасителя, — лежит не с пеленами, а отдельно, свитый, на другом месте.

Апостолы с большим трепетом, не смея еще верить себе, вернулись домой; Мария же осталась у гроба и плакала. И когда она плакала — посмотрела в гроб и вдруг увидела там двух ангелов в светлых одеяниях — одного у ног, а другого в головах, как лежало тело Спасителя. И ангелы сказали Марии: «Жена, что ты плачешь». Говорит им Мария тогда: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Но, сказав эти слова, обернулась и вдруг увидела стоящего Иисуса Христа, но от горя и слез не узнала, что это Господь. Иисус же тогда говорит ей: «Жена, что плачешь? Кого ищешь?» Она же думала, что это садовник, и говорит: «Господин, если ты взял Его, то скажи мне, куда ты положил Его, и я пойду и возьму Его». Иисус же тогда говорит ей: «Мария!» Она узнала Господа, обрадовалась, упала на колени и сказала: «Раввуни», что значит — Учитель. Христос говорит ей тогда: «Не прикасайся ко Мне, а иди к братьям моим и скажи им, что восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, к Богу моему и Богу вашему». Тогда Мария Магдалина пошла и возвестила всем ученикам о том, что она видела воскресшего Господа, и о том, что Он сказал ей.

Где была Матерь Божия в это радостное утро? От кого узнала Она о воскресении Своего Божественного Сына? Говоря о мироносицах и апостолах евангелисты молчат о Ней. Но хранительница тайн Божиих Церковь уверяет, что прежде всех на Земле Господь явился Матери. Ангел сказал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся, и снова говорю — радуйся, Твой Сын воскрес после трехдневного фоба, мертвых воскресил — люди, веселитесь».

Пасха есть разрушение смерти. Св. Иоанн Златоуст, начиная Слово свое на Пасху, говорит: «Вот наступил для вас вожделенный, спасительный праздник — день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребление врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами и, обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю лице смерти? Даже самое имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертию, но успокоением и сном».

[quote]«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».[/quote]

Немного слов, но как много они говорят нам! Как много в них содержания для мысли и для чувства…

Христос, Сын Божий, воспринял человеческое естество, такое же немощное, каково и наше, — кроме только того, что оно было чуждо греха. Христос, Сын Божий, для нашего спасения облекшись в наше естество, жил на Земле, как человек терпел человеческие нужды, алкал, жаждал, изнемогал от подвигов, терпел оскорбления и гонения от врагов и умер на кресте.

Помысли, что все это совершилось для нас, для нашего спасения! Для нашего спасения Сын Божий вочеловечился; для умилостивления праведного Бога, прогневанного грехами людей, Иисус Христос в нашем естестве понес труды, скорби, страдания и смерть. Но смерть не могла долго держать в своей области Творца жизни, от Которого все произошло и Который все содержит в бытии. Потому Христос на третий день воскрес из мертвых.

Но для чего необходимо было Христу, единородному Сыну Божию, подвергнуться смерти? Христос пострадал и умер для того, чтобы Своею смертию попрать нашу смерть, которая, со времени преступления Адамова, господствовала надо всеми потомками Адама. Христос умер, чтобы отнять силу у смерти, которая до смерти Христовой была страшна и ужасна, потому что всех низводила в ад. Кто не верует во Христа, тот не имеет истинной жизни в себе, тот мертв, т. е. ибо лишен спасительной благодати Божией, истинного мира и радости… Как видите, вера в Христа возвышает наш ум и сердце к Иисусу Христу, Сыну Божию, для нашего спасения воспрявшему естество человеческое…

Мы все христосуемся на Пасху. Мы целуем друг друга, старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины, и говорим друг другу: «Христос Воскресе», и отвечаем: «Воистину Воскресе».

Мы делаем это оттого, что радость воскресения научает нас тому, что все люди действительно — братья между собою, и потому что от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.

Наш народ думал всегда, что на Пасху Христос с апостолами выходит в нищенском рубище странствовать по земле и приходит в дома к людям в виде странника или нищего, чтобы испытать людское милосердие.

Вот почему мы все приготовляем в таком изобилии всякие яства на Пасху — и куличи, и пасхи, и яйца, и мясо, чтобы иметь возможность угостить всякого, кто войдет в дом, вот почему мы на Пасху радуемся приходу каждого человека, не разбирая, любим его или нет, и никого не отпускаем из дому, не угостивши.

На Пасху мы идем христосоваться и с мертвыми, которые лежат в своих могилах. Мы идем на кладбище, кладем на могилы по красному яичку, поем пасхальные молитвы, чтобы и мертвые услышали: «Христос Воскресе».

Христос воскресе! Воскреснем и мы, друзья мои! Задумывались ли вы когда-нибудь над этими отраднейшими словами, над этим величайшим действием всемогущества Божия над нами? Мы воскреснем. Будет когда-то время, когда тела наши, эти самые бренные тела, сокрытые в могилах, истлевшие во прах, превратившиеся в землю, по действию всемогущего слова Божия опять преобразятся из гробов и опять соединятся с нашими же, разлученными на время, душами для жизни вечной. Для жизни созданы мы. Хочется нам жить, и мы будем жить в этих же самых наших, только преображенных, телах; будем жить вечно, вечно… Какая радость, какое утешение в этих словах для нас, смертных! Чего же нам после этого бояться смерти? Зачем приходить в уныние и отчаяние при смерти близких нашему сердцу?..

Другой образ нашего воскресения составляет непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда оканчивается день и заходит Солнце, постепенно становится темнее и темнее, и наконец все покрывает мрачная ночь. Тьма и тень смертная обнимают тогда всю природу: исчезли горы и долины, цветы и деревья, не видно ни одного творения, все как мертво. Но чуть наступит утро — все становится видимым пред глазами, все оживает и снова царит везде жизнь. Подобным образом и все умершие лежат как бы спящие глубоким сном, покрытые долгою ночью смерти, так что представляется, будто они навеки исчезли и уничтожились; но наступит день — и они пробудятся от сна смерти, воскреснут и явятся живыми, с телом и душою, от Адама до последнего умершего человека. Ведь не зря же раньше не существовало понятия «умерший». В древности люди говорили «усопший», т.е. уснувший.

Как же совершится величайшее чудо всеобщего воскресения? Это — тайна, которую точно и обстоятельно выяснить человеку невозможно. По откровению, данному Св. пророку Иезекиилю, на мертвые и разбросанные кости дунет некий Дух Жизни — и они оживут. По откровению, данному Св. Иоанну Богослову, воскресению тел будут предшествовать звук труб ангельских и глас Самого Господа. От этого гласа Господня, подобного которому не было в мире от его создания и который отзовется во всех концах Вселенной, — Земля вое колеблется и воскреснут все люди в одно мгновение: воскреснут и христиане, и иудеи, и магометане, и язычники; воскреснут люди всех времен и поколений».

Пасха 2013 – история праздника

У этого праздника — длинная и сложная история.

В состав первых христианских общин входили не только иудеи, но и другие народы многонациональной Римской империи. Они и перенесли в христианство обряды своего крупного весеннего праздника в честь смерти и воскресения языческих богов растительности. Божествами этих культов были Осирис, Дионис, Адонис, Аттис и т. д.

Умирающий и воскресающий бог является типичной фигурой языческих аграрных культов Востока. Появление первой зелени и всходов на полях земледельцы объясняли рождением бога растений. Жатва виделась как смерть. Новые посевы зерна воспринимались как похороны погибшего божества. Новые всходы — чудесное воскресение Бога. В раннехристианских общинах Пасха связывалась с искупительной смертью Христа, это был праздник скорби и страданий, ему предшествовал длительный пост. Как свидетельствуют данные, истоки Пасхи лежат в иудейском празднике, установленном в память об исходе иудеев из Египта, которых вывел на «землю обетованную» бог Яхве. Когда древние иудеи оказались порабощенными Римом, в народном сознании утвердилась идея мессии— божественного спасителя, привнесенная и в содержание Пасхи.

Только в III в. на первый план выходит воскресение Христа из мертвых. В IV в. Пасха приобретает особое значение. Воскресение Христа объявлено главным христианским праздником. Учение о смерти и воскресении Христа стало догматической основой верований в загробное царство, «Страшный суд» и рай после смерти. В первом послании коринфянам апостол Павел раскрыл значение догмата воскресения словами: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша . тщетна, тщетна и вера ваша».

В первых христианских общинах праздник Пасхи отмечался в разное время, но преимущественно одновременно с иудейской Пасхой. Однако на I Вселенском церковном соборе в 325 г. в Никее было установлено, что Пасха будет отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, но непременно отдельно от иудейской пасхи. Таким образом, пасха сохранила блуждающую дату празднования, которая «кочует» в пределах 35 дней — с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

На Руси Пасха слилась с многодневным весенним праздником поминовения духов и жертвоприношением полевым и растительным божествам. Среди пасхальных обрядов можно выделить освящение зерна и других продуктов питания. Возьмем хотя бы традиционные пасхальные праздничные блюда: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи. Всем этим обычаям и традициям православная церковь дала свое толкование. Крашеное яйцо стало символом воскресения Христа. Символика яйца трактуется шире: оно не просто первооснова жизни, оно — одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смерти: из «неживого» яйца рождается живое существо, которое сносит «неживое» яйцо, и т. д. Иными словами, яйцо — символ не только рождения, но — возрождения.

Одна из легенд связывает обычай красить яйца с именем римского императора Марка Аврелия (121— 180 н. э.). В день, когда тот родился, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Это событие было расценено как счастливое предзнаменование рождения будущего императора. С 224 г. у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу крашеные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа. Красить яйца в красный цвет проще всего луковой шелухой. Ныне пасхальные яйца нередко украшают рисунками, росписью, их делают из дерева, фарфора и т. д. Возникла целая художественная роспись, сохранившаяся до наших дней.

Пасха 2013 – пасхальные блюда

Пасхальный кулич

7 кг муки пшеничной высшего сорта и самого наилучшего качества, 0,5 л молока, 50-70 г свежих дрожжей, 200 г сахара, 5 яиц, 300 г сливочного масла, 200 г очищенных ядер миндаля, 1 лимон, 150 г изюма, соль по вкусу.

Вскипятить молоко, охладить до температуры парного молока. В небольшой части молока развести дрожжи, добавив 1 столовую ложку сахара. В молоко всыпать просеянную муку, добавить вспенившиеся дрожжи, тщательно перемешать и, прикрыв полотенцем, поставить в теплое место для брожения.

Когда тесто поднимется, прибавить 5 взбитых с половиной сахара желтков, теплое (но не горячее) растопленное масло, натертую цедру лимона, часть очищенных ядер миндаля, изюм, соль, наконец, белки, взбитые в стойкую пену со второй половиной сахара.

Тщательно вымесить тесто, перемешивая сверху вниз, чтобы максимально сохранить структуру пены. При необходимости можно добавлять при замесе муку, но до введения взбитых белков, это условие соблюдать обязательно.

Далее положить тесто в обильно смазанные размягченным, но не жидким маслом куличные формы, вспыленные мукой, дать тесту подойти вровень с краями формы, головку кулича смазать желтком, посыпать ядрами миндаля и выпекать до готовности при температуре 180-200°С.

Не спешите испеченные куличи вынимать из форм, они могут сломаться, осесть, уплотниться, и не только потеряют форму, вид, привлекательность, но пропадут титанические труды, не говоря о дорогостоящих продуктах. Спешить нельзя. Куличи должны остыть. Для этого раньше испеченные куличи охлаждали на подушках головкой вниз, чтобы куличи не провалились! И такое случается. Будьте внимательны, ничего лишнего, но соблюдайте мелочи.

Совершенно охлажденный кулич (бабу, кекс) можно красиво заглазировать. Для этого нужно 7 свежих белков яйца взбить с сахарной пудрой (1 стакан). Пудра должна быть самого тонкого помола и непременно просеяна через частое ситечко. Пудру добавлять постепенно, по одной чайыой ложке, и взбивать белок не прекращая, лучше это делать вручную, а не миксером. Готовая глазурь должна быть вязко-текучая и одновременно пышно взбитая, пластичная, должна хорошо обволакивать, покрывать головки куличей и не слишком расплываться. По желанию глазурь можно подкрасить соком клюквы, апельсина, лимона. Все украшения (нонпарель, орехи, изюм, курага) кладутся после глазирования на еще не засохшую глазурь.

Пасха сырая

1. кг творога, 200 г сливочного масла, 200 г сахара, 250 г сметаны, соль по вкусу.

Творог дважды протереть через сито. Масло растереть с сахаром добела, добавить сметану и продолжать растирать массу до полною исчезновения кристаллов сахара. Полученную кремообразную массу присоединить к протертому творогу, посолить, перемешать, заполнить пасочницу, закрыть блюдцем, положить небольшой гнет, поставить на 12 часов в холодильник.

Пасха заварная

2 кг творога, 300 г сливочного масла, 400 г сметаны, 4 яйца, соль по вкусу.

Творог дважды протереть через сито. В отдельной посуде довести до кипения при непрерывном помешивании масло, сметану и 3 яйца, влить горячую массу в протертый творог, добавить 1 яйцо и соль, перемешать массу до однородности, заполнить пасочницу, выстланную чуть влажной марлей, прикрыть блюдцем, положить небольшой гнет, поставить на холод на 12 часов.

Пасха с миндалем и изюмом

2. кг творога, 200 г сливочного масла, 800 г сахарной пудры или мелкого сахара, 9 яиц, 250 г сметаны, 100 г миндаля, 150 г изюма.

Дважды протереть творог через сито, добавить сметану. Затем растереть добела масло с сахаром, постепенно, по одному, добавляя яйца. Продолжать растирать массу до полного растворения кристаллов сахара. Эту массу соединить с творогом, добавить промытый высушенный изюм, очищенный, измельченный миндаль. Заполнить пасочницу массой, прикрыть блюдцем с грузом, поставить в холодильник на 12 часов.

Пасха царская (сырая)

450 г сливочного масла, 5-6 желтков, 500 г сахара, 1 кг творога, 300 г 30%-ных сливок, 100 г изюма, миндаля, цукатов, кардамон или ванилин.

Сливочное масло растереть с сахаром добела, добавляя по одному желтки. Массу растирать до полного растворения кристаллов сахара, ароматизировать ванилином или мелко смолотым и просеянным через частое сито кардамоном. Добавить дважды протертый через частое сито творог, изюм, миндаль, измельченные апельсиновые цукаты или натертую лимонную цедру. Тщательно перемешать, ввести взбитые сливки, перемешать сверху вниз, заполнить массой пасочницу, застланную чуть влажной марлей, закрыть блюдцем, нагрузить небольшим гнетом, поставить в холодильник на 12 часов.

Пасха царская (вареная)

2 кг творога, 10 яиц, 400 г сливочного масла, 800 г сметаны, 600- 700 г сахара, 100 г ядер миндаля, 100 г изюма, ванилин.

Протереть через сито творог и сливочное масло, добавить сметану, тщательно перемешать, поставить посуду на плиту и довести массу до кипения при непрерывном помешивании деревянной лопаточкой, чтобы масса не пригорела. Тотчас снять с огня и по возможности быстрее охладить, также непрерывно помешивая. В остывшую массу добавить сахар, изюм, миндаль, ванилин, все перемешать, положить в пасочницу, застланную чуть влажной марлей, плотно вминая массу, сверху положить блюдце, небольшой груз, поставить в холодильник на сутки.

Драчена

5 яиц, 2 столовые ложки сахара, 1 стакан сливок или цельного молока, 1 стакан пшеничной муки, шепотка соли, 1-2 столовые ложки сливочного масла для жаренья, I столовая ложка сахарной пудры для обсыпки.

Яйца взбить с сахаром и солью в стойкую пену, влить сливки, просеять муку, быстро перемешать и вылить на глубокую сковороду в растопленное масло, запечь в разогретой духовке, чтобы драчена зарумянилась и хорошо поднялась.

Подавать драчену горячей, чтобы она не осела, посыпав сахарной пудрой.

Есть и другой способ приготовления драчены. На сковороду положить крупно нарезанные кусочки шпика размером примерно 1,5×1,5 см, хорошо вытопить, вылить взбитую массу в сковороду, запечь в горячей духовке и сразу же подавать к столу. Сахаром не посыпать.

Драчену обычно готовили на пасхальной неделе.

Полезные статьи

1. Церковный православный календарь на 2013 год

2. Вербное воскресенье в 2014 году когда будет?

3. Праздники и выходные в 2013 году

4. Окрашивание яиц луковой шелухой — несколько способов

5. Пасхальная утреня

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here