Пасхальная Утреня начинается в 12 часов ночи торжественным крестным ходом вокруг храма. Духовенство, облаченное «во весь светлейший сан», с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженные молящимися с зажженными свечами, под радостный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Ангельская песнь уже звучит в небесах, а люди еще шествуют во мраке ночи, но уже трепетно бьется сердце в предчувствии всеозаряющей радости Воскресения. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу
Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери — и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий огнями храм. Начинается пение пасхального канона. По толкованию синаксаря (сводка — итог богослужения — краткое чтение, положенное после 6-й песни канона), слово «Пасха» значит «переведение»;от небытия к бытию , от ада — на небо, от смерти и тления — к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к ее первоначальным истокам — бессмертию, вечной жизни — и начинается пасхальный канон.
Пасхальная утреня. Песнь 1-я. Ирмос.
Воскресения день, просветимся людие:
Пасха, Господня-Пасха (те. переход в иное бытие) ибо от смерти в жизнь и от земли — к небу Христос Бог привел нас, поющих победную песнь.
Припев: Христос воскресе из мертвых.
Тропари: Очистим чувства и узрим Христа, сияющего неприступным светом воскресения и «радуйтесь» явственно услышим от Него, воспевая победную песнь.
Вместе с радующейся землей, веселятся и небеса, празднует весь мир — видимый и невидимый — мир ангельский, ибо восстал Христос — веселие вечное.
Пасхальная утреня. Песнь 3-я. Ирмос.
Придите да пьем новое питье не чудом из неплодного камня содеянное, но источник нетления, истекающий как дождь из гроба Христа, в котором мы утверждаемся.
Тропари:
Ныне все наполнилось светом — небо и земля и преисподняя, да празднует же вся гварь восстание Христово, в котором она утверждена.
Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня, когда Ты воскрес, совосстаю с Тобой, прославь меня с Тобой Сам Ты, Спасе, во Царствии Твоем.
Пасхальная утреня. Песнь 4-я. Ирмос.
На божественной страже богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, ибо воскрес Христос, как всесильный. (Угнетаемый мыслью о торжестве зла, пророк Аввакум напряженно ожидал от Бога вести о торжестве правды и спасении мира.)
Тропарь: Как человек, Христос явился существом мужеского пола, первенцем у Своей Матери Девы и, как истинный Бог, Он всесовершен, непорочен, непричастен нечистоте греха. Будучи непорочным Агнцем, Он стал нашей Пасхой, нашим избавлением от тления и смерти.
Пасхальная утреня. Песнь 5-я. Ирмос.
Восстанем ранним утром («Утренюем утреннюю глубоку») и, вместо драгоценного мира, принесем в дар Владыке и Христу наши песнопения. Он есть Солнце правды, всем жизнь подающее.
Тропари: Те, что после смерти находились в состоянии погруженности в духовный мрак и муку и были «адовыми узами содержимы», узрев безмерное милосердие в воскресении Христовом, радостной поступью (веселыми ногами) устремились к свету.
Жизнь есть за гробом — вот высшая сущность пасхального торжества. Христос воздвиг к жизни умерших до Его пришествия, но чаявших его. Воздвиг Он умерших с верою в Него после Его пришествия, как воздвигнет и ныне умирающих и имеющих умереть в веке сем. Для всех их, для всех нас посмертное ожидание Его второго славного пришествия есть лишь трехдневное пребывание во гробе по примеру и образу Самого Христа. Верующий народ в пасхальные дни несет эту радостную весть и на могилы своих усопших.
Выходит Христос из гроба как Жених, приступим к Нему со светильниками в руках и вместе с радостно празднующими чинами ангельскими будем праздновать Пасху Божию спасительную.
Пасхальная утреня. Песнь 6-я. Ирмос.
Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси узы вечныя, бывшия связанными, Христе и тридневен, как от кита Иона, воскрес от гроба.
Кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне»… С мистических высот богомыслия, кондак снова приводит нас к историческому событию воскресения, а следующий за ним икос повествует нам о переживаниях св. Жен-Мироносиц, спешивших помазать тело живоносное и погребенное, плоть Того, Кто воскресил Адама, но Сам леж ит во гробе. Как волхвы, они спешат поклониться Христу, не пеленами, а плащаницей обвитому. Их плачь сменяется радостным видением Ангела, возвещающего им воскресение. За этим следует пение воскресной песни, которая повторяется на каждой воскресной утрени: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, Смертию смерть разруши.
Пасхальная утреня. Песнь 7-я. Тропарь.
Смерти празднуем умерщвление, разрушение ада, иного жития вечного начало и в веселии воспеваем Виновника, Единого благословенного Бога и препрославленного.
Пасхальная утреня. Песнь 8-я.
Восьмая песнь напоминает нам, что радость пасхальная есть радость Евхаристии, данная Христом всему миру.
Тропари:
В сей нареченный и святый день,«праздников праздник и тор ж ество торжеств» верные приглашаются прийти приобщиться этой радости.
Приидите, приобщимся нового виноградного плода, бож ественного веселия, Царствия Христова.
Возведи окрест очи твоя, Сионе (обращение к новозаветной Церкви, Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря) и виждь: вот стеклись к тебе, как богосветлые светила от запада, севера и моря и востока чада твоя, благословляющие в тебе Христа во веки.
8-я песнь заканчивается прославлением Святой Троицы.
После 8-й песни на обычной утрени следует песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». Здесь она заменяется особыми пасхальными припевами, величающими Страдавшего, Погребенного и Воскресшего Христа. 3-й припев выражает смысл и содержание всего пасхального торжества:
Христос — Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Христос есть та «новая» Пасха, о свершении которой Он говорил Своим ученикам на Тайной Вечери (Лк 22. 15, 16). Он есть та Ж ертва живая, которая должна была прекратить все ветхозаветные жертвоприношения, тот Агнец, о Котором прорицали пророки (Ис 53. 7).
В Новом Завете ап. Павел уже определенно именует Христа «нашей» Пасхой, говоря: «Пасха наша — Христос» (1 Кор 5. 7).
Так свершились чаяния, исполнились пророчества и Пасха тайная, Пасха таинственная была открыто явлена людям.
4-й припев является архангельским приветствием Богородице:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся. И паки реку: радуйся. Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся».
Пасхальная утреня. Песнь 9-я. Ирмос.
Бож ия Матерь есть новый Иерусалим, новозаветный Сион, слава Церкви и ирмос 9-й песни соединяет воедино Ее образ с образом прославленной Христовой Церкви: Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.
В тропарях 9-й песни пасхальное ликование достигает своего высшего напряжения. Душа переполнена до краев как полная чаш а и уже не находит слов для выражения своего блаженства.
Тропари:
О сколь божественен, о сколь любезен, о сколь сладок Твой глас, Христе…
О Пасха великая и священнейшая, Христе, Мудросте, Слове Божие и Сила, удостой нас совершеннее причащаться Тебя в невечерний день Твоего Царствия.
Следующее песнопение в чеканных, и сильных словах снова говорит нам о единстве Пасхи Крестной и Пасхи Воскресной.
Путь к воскресению лежит через смерть и образ этого пути дан нам Христом.
«Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение».
В конце утрени поются торжественные пасхальные стихиры.
Пасхальная утреня. Стихиры: гл. 5-и.
Стих:Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова, святая,
Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных.
Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. Приидите от видения, жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха происходяща.
Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены, утру глубоку представша гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живого с мертвыми, что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его.
Стих:Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и воз веселимся в онь.
Пасха красная, Пасха Господня, Пасха. Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга объимем. О, Пасха, избавление скорби: ибо из гроба днесь яко от чертога возсия Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите Апостолом. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем, рцем: братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
После последней стихиры происходит обряд христосования, окоторой в Цветной Триоди (заключающей в себе богослужение Пасхальных седмиц до Троицы) сказано: «Поем Христ ос Воскресе, дондеже целуют братия друг друга».
Обычай приветствовать друг друга братским поцелуем — очень древний. В древней церкви он исполнялся за каждой Литургией, а теперь от него осталось братское целование священнослужителей за каждой Литургией перед началом Евхаристи ческого канона. При этом духовенство приветствует друг друга словами: [quote]«Христос посреди нас». — «И есть и будет»[/quote].
Во время Пасхальной утрени верующие сначала подходят христосоваться с духовенством, а потом троекратно целуют друг друга. Слова
[quote]«Христос Воскресе — Воистину Воскресе»[/quote]
не смолкают в храме в течение всей Пасхальной утрени. Между всеми песнями канона духовенство обходит храм, и, проходя сквозь ряды молящихся, радостно приветствует их пасхальным восклицанием. «Воистину Воскресе» гремят им в ответ сотни голосов и эти радостные возгласы народа сливаются с ликующим пением хора.
Утреня заканчивается торжественным чтением слова св. Иоанна Златоуста.
Тропа́рь (от поздн. греч. τροπάριον), в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо