История с раритетными лимузинами Министерства обороны уже претендует на статус детективной. Автомобили нашлись, но осадок остался. Машины находятся там, где им положено быть по документам — на 147-й автобазе на Рублевском шоссе. Но вопросов у следователей, разбирающих это запутанное дело, от этого меньше не стало, проверка продолжается. Сотрудники ФСБ работают одновременно в Музее военной техники в Рязани и в спецгараже в Москве.
Главный вопрос – все ли старинные автомобили на месте? Сыщики затребовали документацию, связанную с передислокацией экспонатов и вспомнили про арифметику. Самое время из общего числа машин, которые находились на балансе, вычесть те, что были вывезены, и посмотреть, сходятся ли цифры. Подозрения, что часть автопарка до гаража так и не доехала, все еще есть.
Итак, история. Жил был Музей военной автомобильной техники при Рязанском Военном автомобильном институте имени генерала армии Дубынина. Создали его в 1994 году, к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Со всей страны туда были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника — военные и гражданские. Всего собрали около 150 единиц и разместили это «богатство» на четырех тысячах квадратных метрах.
Говорят, почти все машины были на ходу, за ними следили курсанты, поэтому обходился музей Министерству обороны почти нисколько. В 2010 году бывший глава ведомства Анатолий Сердюков принимает решение его расформировать, а самые ценные экспонаты — отправить в Москву. Произошло это после визита экс-министра и просьбы сделать альбом с фотографиями лучших машин.
Мы собрали автомобили и мотоциклы, которые вывезли из музея. Их — шесть десятков. Почти все модели машин, состоявших на вооружении Советской и Российской армий. Есть даже экспонаты, побывавшие на полях сражений Великой Отечественной. Гордость части — многоуровневый гараж, один из самых крупных в Европе. Начальник базы — Александр Грабко, теперь на его плечах лежит материальная ответственность за экземпляры автомобильной советской истории. В хранилище действительно стоят самые ценные экспонаты, стоят и никуда не выезжают.
Легковой автомобиль представительского класса «ЗиС-110». Сопровождал Никиту Хрущева в поездках по колхозам и совхозам. Серо-голубой кабриолет ЗИЛ-111. Как сейчас сказали бы – премиум-класса. На нем ехал Юрий Гагарин на Красную Площадьд ля доклада руководству страны об успешном полете в космос. Еще один эксклюзив — «ЗИЛ-117» 1971 года выпуска, «драйверская» версия, созданная по личному распоряжению Леонида Брежнева. Мощность – 300 лошадей. На конкретно этой ездил Фидель Кастро, когда приезжал в СССР. Также в хранилище мы нашли правительственные «Чайки», «ЗиМы», экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.
В спецгараже уже побывала не одна комиссия — Следственного комитета, ФСБ, МВД, Главной военной прокуратуры. Итог их работы пока не известен, но мы насчитали здесь 55 машин. Для чего автомобили забрали из музея и «прописали» на закрытой автобазе — непонятно, ведь посетителям туда не попасть, раритеты просто пылятся.
Вот какую еще ценность, кроме исторической, имеют автомобили: самый престижный кабриолет советской элиты «ЗИЛ-111» эксперты оценивают в 800 тысяч евро, первый советский послевоенный автомобиль представительского класса «ЗИС-110» может стоить до 600 тысяч евро, каждая «Чайка» — по 50 тысяч евро. Хотя, все это, конечно, примерно, в зависимости от того, кому принадлежал автомобиль.
Рынок ретрокаров – абсолютно оформленный автомобильный сегмент. Существует даже особый индекс, который помогает инвесторам на нем ориентироваться. Его придумал финансист и поклонник винтажных машин Дитрих Хатлап. Он агрегировал данные о динамике цен, которые могут помочь коллекционеру сделать верный выбор и оценить доходность покупки. В 2007 году родилась организация Historic Automobile Group International и семейство индексов, отслеживающих стоимость исторических автомобилей. В прошлом году рост цен на ретро автомобили опередил не только динамику на рынке акций, но и на рынке драгоценных металлов. В некоторых сегментах — плюс 20 процентов, против десяти процентов — у золота.
Многие говорят о моде на «дорогие и красивые игрушки», но какое это имеет отношение к Минобороны? Почему-то вспоминается антиквариат, драгоценности, полотна Айвазовского, Левитана, Шишкина и Саврасова, которые обнаружили в ходе обысков у бывшего начальника Департамента имущественных отношений ведомства. Позже по распоряжению нового министра Сергея Шойгу картины вернули в Культурный центр Вооруженных сил РФ. Возвращаясь к переезду раритетных машин, общее впечатление о мотивации создается вполне определенное. За «приключениями лимузинов» будем следить.