Господь Шри Кришна о могуществе Падмини экадаши говорит, что он очень благоприятен. Удачливые души, соблюдающие его с решимостью и верой, возвращаются в Его обитель. Могущество этого экадаши дополнительного месяца в разрушении грехов сравнимо с Его могуществом. Даже четырехголовый Господь Брахма не может должным образом прославить этот экадаши.
«Нет лучшего дня поста в году, чем Падмини экадаши. Ничто не может даровать такую награду как он, будь то огненное жертвоприношение, знание, образование или аскетизм. Безусловно, тот, кто соблюдает этот священный пост в экадаши, получит все блага, достигаемые омовением во всех местах паломничества мира».
Всевышний Господь Шри Кришна также говорит о том, что этот день Падмини дарует благо, равное обретаемому постом во все остальные экадаши.
Всевышний Господь Шри Кришна в беседе со своим другом Юдхиштхирой: « … О лучший из царей, тот, кто соблюдает этот пост, несомненно достигнет Моей личной обители. И если ты захочешь исполнения своих желаний, то должен делать то же самое».
Сута Госвами: «Каждый, кто с преданностью постится в экадаши дополнительного месяца високосного года и тщательно соблюдает регулирующие принципы, прославится и счастливо последует обратно к Богу. А тот, кто просто слушает или читает об этом экадаши, также получит великое благо и безусловно достигнет обители Господа Хари».
История Падмини Экадаши
Изначально эту историю о Падмини экадаши, рассказал Пуластья Муни великому ведическому мудрецу Нараде Муни, а потом Всевышний Господь Шри Кришна своему лучшему другу — безгрешному царю Юдхиштхире.
Пуластье Муни как-то случилось спасти Равану из тюрьмы Картавирьярджуны, и, услышав об этом, Нарада Муни спросил своего друга: «О величайший из мудрецов, ведь Равана победил всех полубогов, включая Господа Индру; как же смог Картавирьярджуна повергнуть Равану, который так искусен в сражении?»
Пуластья Муни ответил: «О великий Нарада, в Трета-югу в династии Хайхайя принял рождение Картавирья (отец Картавирьярджуны). Его столицей был город Махишмати, и было у него тысяча цариц, каждую из которых он очень любил. Однако ни одна из них не могла родить ему сына, которого он так сильно желал. Он совершал жертвоприношения и поклонялся полубогам и предкам, но из-за проклятия некоторых мудрецов был неспособен родить сына. А без сына царь не радовался своему царству, так же как голодный никогда не может по-настоящему наслаждать свои чувства.
Царь Картавирья тщательно обдумал положение, в котором он находился, и решил совершить суровую аскезу для того, чтобы достичь своей цели. Передав управление царством своим министрам, он одел набедренную повязку из коры, отрастил волосы и ушёл в лес.
Одна из цариц, которую звали Падмини, — лучшая из женщин, дочь царя Харишчандры, рождённая в династии Икшваку, — увидела, как царь уходит. А поскольку она была целомудренной женщиной, то почувствовала, что её обязанность — следовать по пятам своего возлюбленного мужа. Сбросив все царственные украшения со своего прекрасного тела, и надев на себя простой кусок ткани, она последовала в лес за своим мужем.
В конце концов Картавирья достиг вершины горы Гандхамадана, где подверг себя суровой аскезе в течение 10 000 лет, медитируя и молясь Господу Гададхаре, владеющему палицей. Тем не менее, он так и не получил сына. Видя своего дорогого мужа истощенным до костей и кожи, Падмини нашла решение проблемы. Она пришла к деве Анасуйе, жене великого мудреца Атри и матери Даттатрейи — трехголового воплощения Брахмы, Вишну и Шивы.
Падмини рассказала о суровых аскезах, которые её дорогой муж Картавирья безрезультатно совершает уже последние 10 000 лет, поскольку Господь Кешава, единственный, кто может уничтожить все предыдущие грехи и теперешние трудности, всё ещё не смилостивился над ним. И затем с величайшим почтением обратилась с просьбой: «О самая удачливая, пожалуйста, назови день поста, соблюдая который мы можем удовлетворить Всевышнего Господа нашей преданностью, и Он наградит меня прекрасным сыном, который будет править миром как император».
Услышав слова Падмини, которая была очень целомудренна и предана своему мужу, великая Анасуйя ответила ей очень вдохновляюще: «О великолепная лотосоокая женщина, обычно в году двенадцать месяцев, но после каждых тридцати двух месяцев добавляется ещё один, и два экадаши, выпадающие на этот месяц, называются Падмини экадаши и Парама экадаши. Они выпадают на двадаши в светлую и темную часть месяца Пурушоттам соответственно **. Ты должна поститься в эти дни и бодрствовать всю ночь. Если ты сделаешь так, то Верховная Личность Бога, Хари, наградит тебе сыном».
О Нарада, так Анасуйя, дочь мудреца Кардамы, объяснила силу этих экадаши. Выслушав её, Падмини с верой последовала предписанным правилам, чтобы иметь сына. Падмини постилась, не употребляя даже воды, и бодрствовала всю ночь, воспевая славу Господа и танцуя в экстазе. Господь Кешава был очень доволен её преданностью и появился перед ней, сидя на спине великого Гаруды. Господь сказал: «О прекрасная, ты доставила Мне очень большое удовольствие, постясь в экадаши дополнительного месяца Пурушоттам. Пожалуйста, проси меня о благословении».
Услышав эти великие слова владыки всей Вселенной, Падмини вознесла Всевышнему Господу преданные молитвы и попросила Его о сокровенном желании своего мужа. Господь Шри Кришна удалился со словами: «О кроткая женщина, Я очень доволен тобой и счастлив, так как нет для Меня месяца дороже, чем этот, а те экадаши, которые приходятся на этот месяц, наиболее дороги Мне. Ты следовала указаниям Анасуйи в совершенстве, поэтому Я сделаю всё, чтобы угодить тебе. Ты и твой муж получите такого сына, какого желаете».
Затем Господь, избавляющий мир от горя, появился перед царём Картавирьей: «О царь, так как твоя дорогая целомудренная жена доставила Мне огромное наслаждение, проси меня о любом сокровенном желании своего сердца — Я выполню его».
Царь был невероятно рад услышать это. Естественно, он попросил сына, которого так сильно желал столь долгое время: «О владыка Вселенной, о убивший демона Мадху, милостиво подари мне сына, который никогда не будет убит ни полубогами, ни людьми, ни змеями, ни демонами, ни духами, которого сможешь одолеть только Ты». Всевышний Господь сразу же сказал: «Да будет так! », — и удалился.
Царь был очень доволен женой и возвратился с ней во дворец. Падмини вскоре забеременела, и сын, сильнорукий Картавирьярджуна, появился на свет. Он был самым сильным во всех трёх мирах, поэтому даже десятиглавый Равана не смог победить его в битве. Кроме Господа Нараяны, который держит диск, булаву и другие символы в своих руках, никто не мог победить его. Он обладал этими качествами благодаря своей матери, которая очень строго и с верой соблюдала экадаши, поэтому и смог победить ужасного Равану. Это не удивительно, о Нарададжи, так как Картавирьярджуна был благословением Верховной Личности Бога».
Всевышний Господь, Шри Кришна, завершил: «О безгрешный Юдхиштхира, так как ты спросил Меня, Я объяснил тебе силу этого особенного экадаши. О лучший из царей, тот, кто соблюдает этот пост, несомненно достигнет Моей личной обители. И если ты захочешь исполнения своих желаний, то должен делать то же самое».
Так заканчивается повествование из Сканда пураны о славе Падмини экадаши, экадаши светлой части дополнительного месяца в высокосном году.
Как правильно постится
Начинать поститься в Падмини экадаши нужно ещё в дашами, т.е. за день до самого экадаши.
За день до экадаши важно избегать употребление в пищу:
— дала, гороха,
— шпината,
— мёда,
— морской соли *,
— не обедать в чужих домах
— и не пользоваться бронзовыми тарелками.
Очень важно избегать этих вещей. А также желательно есть только один раз, спать на полу и воздерживаться от секса.
В день экадаши:
В экадаши преданный должен встать рано утром, но не должен чистить зубы. Затем он должен тщательно омыться — если возможно, в местах паломничества. Воспевая священные гимны из Вед, он должен намазать своё тело коровьим навозом, смешанным с глиной, пастой из семян кунжута, травой куша и порошком из плодов амалаки. После этого преданный должен опять тщательно вымыться, после чего воспеть следующие молитвы:
«О священная глина, тебя сотворил Господь Брахма, очистил Кашьяпа Муни и поднял Господь Кришна в облике Варахи, воплощения в виде вепря. О глина, пожалуйста, очисть мою голову, глаза и конечности. О глина, я почтительно склоняюсь перед тобой. Будь добра и очисть меня, чтобы я мог поклоняться Всевышнему Господу Хари.
О навоз, ты обладаешь лечебными и антисептическими свойствами, потому что ты исходишь непосредственно из желудка нашей всеобщей матери, коровы. Ты можешь очистить всю Землю. Пожалуйста, прими мои смиренные поклоны и очисть меня.
О плоды амалаки, пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Вы родились из слюны Господа Брахмы, и вашим присутствием очистилась вся планета. Будьте добры и очистите конечности моего тела.
О Верховный Господь Вишну, о Бог богов, о Владыка вселенной, о Держащий раковину, диск, палицу и лотос, пожалуйста, позволь мне совершить омовение во всех священных местах паломничества».
Произнося эти прекрасные молитвы, воспевая мантры Господу Варуне и медитируя на все места паломничества, расположенные по берегам Ганги, надо совершить омовение в любой воде, находящейся под рукой.
Затем преданный должен вытереть своё тело, очистив рот, спину, грудь, руки, и талию перед тем, как поклоняться Всевышнему Господу, одетому в ослепительные желтые одежды и дающему наслаждение всем существам. Этим преданный разрушит все свои грехи.
После этого он должен повторить священную Гаятри мантру, совершить подношение своим предкам, затем войти в храм Вишну, чтобы поклоняться Нараяне, супругу Лакшми-деви.
Если возможно, преданный должен сделать мурти Радха-Кришны или Шива-Парвати из золота и подносить им чудесное преданное поклонение. Он должен наполнить медный или глиняный горшок чистой водой, смешанной с ароматическими веществами, накрыть горшок крышкой из ткани, а также золотой или серебряной крышкой, приготовив таким образом асану, на которой могут сидеть мурти Радха-Кришны или Шива-Парвати для поклонения.
В соответствии с возможностями, преданный должен затем поклоняться этим мурти с ароматными благовониями, яркой лампой на гхи, пастой из сандалового дерева, а также камфорой, мускусом, кункумой и другими ароматическими веществами, а также отборными благоухающими цветами, такими как белый лотос и другими, согласно сезону, а также поднести прекрасно приготовленную пищу.
В этот особенный экадаши преданный должен:
— петь и танцевать в экстазе перед Божеством;
— избегать праджалпы всех видов, беседовать или касаться человека низкого рождения;
— избегать касаться женщины в период менструации;
— особенно тщательно стараться говорить только правду и никого не критиковать, особенно перед Божеством Господа Вишну, ни брахманов, ни духовного учителя;
— вместе с другими преданными слушать о славных делах Господа Вишну.
Не надо пить или даже прикасаться губами к воде в экадаши, а тот, кто не может выполнять это предписание, должен пить только воду или молоко. В противном случае пост считается прерванным. Надо бодрствовать всю ночь, петь и играть на музыкальных инструментах для трансцендентного удовольствия Верховной Личности.
Бодрствование ночью:
В течение первой четверти ночи в экадаши преданный должен предложить своему почитаемому мурти немного мякоти кокосового ореха. Во время второй — плоды бел, во время третьей — апельсин, а когда ночь будет подходить к концу — немного ореха бетеля.
Бодрствуя первую часть ночи в экадаши, преданный получает такую же награду, как если бы он совершал Агништома-ягью. Бодрствуя в течение второй части ночи, преданный получает награду, как если бы он совершил Ваджапея-ягью.
Бодрствуя третью часть ночи, преданный получает награду, сравнимую с совершением Ашвамадха-ягьи, а тот, кто бодрствует всю ночь, обретает все вышеперечисленные блага, а также великое благословение, получаемое совершением Радхасуйя-ягьи.
После бодрствования в течение ночи, преданный должен на рассвете совершить омовение, затем тщательно поклоняться Мне. Потом он должен накормить достойного брахмана и с почтением дать ему мурти Господа Кешавы и горшок, наполненный чистой ароматной водой. Такой дар будет гарантировать преданному успех в этой жизни и освобождение в будущей.
Примечания к статье Падмини экадаши:
* Согласно священному писанию в дни поста следует избегать морской соли. Так как однажды Агастья Муни выпил океан и вылил его из себя обратно в виде мочи. Разрешается употреблять только поваренную соль.
** Несмотря на то, что существует дополнительный месяц, каждые две недели этого месяца разделяются и добавляются к обычному месяцу.