Чтобы россияне активнее усыновляли сирот, чиновники предлагают создать в РФ службу сопровождения приемных семей, разрешить усыновлять детей инвалидам и ранее судимым.
Возможность усыновления американскими парами российских сирот стала настоящим «яблоком раздора» между РФ и США еще в конце 2012 года. Российские чиновники, возмущенные принятием в США «антимагнитского» закона, подготовили симметричный ответ и запретили усыновление. Споры относительно правильности такого решения не утихают до сих пор. Но, что сделано, то сделано. И вслед за принятием «антимагнитского» закона чиновники теперь придумывают, что нужно сделать, чтобы усыновление перестало быть доступным только избранным.
Для этого предлагали улучшить поддержку приемных семей и дать им дополнительные бонусы. Например, вскоре после вступления «антимагнитского» закона в силу предложили вести определенные налоговые льготы для семей, которые усыновили ребенка-инвалида, повысить пособия для приемных семей.
По словам министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова, с помощью подобных мер можно было бы в четыре раза сократить число сирот в детдомах.
«Для этого нужно развивать направление усыновления и попечения, заниматься профилактикой снижения количества неблагоприятных семей, отказывающихся от детей. Необходима материальная и социальная помощь усыновителям и попечителям, упрощение процедур и прозрачность всего процесса», — заявил Михаил Абызов в интервью порталу Publicpost.
Кстати, определенные предложения в этом направлении уже есть. Так, члены Совета Федерации предлагают создать во всех регионах РФ службу сопровождения семей, усыновивших сироту. В нее могли бы включить психологов, врачей, соцработников и других специалистов, способных помочь ребенку влиться в новую семью.
«Такое сопровождение не может навязываться, оно должно предлагаться и при этом носить комплексный характер. Сейчас в разных регионах этим занимаются разные службы. В некоторых и вовсе таких услуг нет», — рассказала «Известиям» первый заместитель председателя думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина («Единая Россия»).
Также в правительстве сейчас обсуждают вопрос о возможном увеличении единовременных выплат (до 100 тыс. рублей для усыновителей детей-инвалидов, взрослых детей, братьев и сестер) и ежемесячных пособий усыновителям детей старшего возраста и инвалидов. По мнению временно исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрея Воробьева, выплаты можно было бы увеличить вдвое — «тогда объем выплат до трех лет составит 30 тыс. рублей, а после трех лет — порядка 25 тыс. рублей». Инициативу поддержал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов и вице-премьер Ольга Голодец.
«Мы при подготовке отнеслись дифференцированно к разным группам, потому что действительно в отношении усыновителей по-разному звучит, и отношение к тем, кто усыновляет детей-инвалидов или детей старшего возраста, у которых шанс на усыновление самый маленький, к ним другое отношение с точки зрения выплат при усыновлении детей. Этот вопрос обсуждается, и в ближайшее время уже внесем предложения», – отметила вице-премьер.
Наряду с этим обсуждается и возможность увеличения материальной поддержки семьям, взявшим приемного ребенка, за счет средств, которые государство тратит на содержание ребенка в детдоме (порядка 300 тыс. в год на человека). Правда, пока речь идет о помощи в течение первого года, причем государство будет контролировать, на что были потрачены деньги.
В правительстве также планируют упростить саму процедуру усыновления.
«Нужно именно снимать бюрократические барьеры, предоставлять приоритетное право усыновления для родственников ребенка и при этом очень серьезно подходить к выбору семьи усыновителей», – заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, отметив, что государство также должно обеспечить приемным детям, имеющим проблемы со здоровьем, необходимую медицинскую помощь. В том числе, и лечение за рубежом.
Кстати, «бюрократическим барьером» парламентарии считают, например, существующий сегодня запрет на усыновление сирот инвалидами и ранее судимыми гражданами. Правда, определенные ограничения все же оставят. Например, усыновление предполагают разрешить инвалидам I или II группы, людям с пороком сердца, онкологическим больным, прошедшим лечение, и диабетикам.
«В результате они не могут быть опекунами для родного внука или внучки, если их родители лишены родительских прав», – приводятся в сообщении пресс-службы «Единой России» слова заместителя секретаря Генсовета партии, первого заместителя председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Баталиной.
«Зеленый свет» могут дать и ранее судимым россиянам, которые уже отбыли наказание. В этом случае также предусмотрены определенные фильтры – стать приемным родителем или опекуном может только человек, судимость которого была связана с его профессиональной деятельностью.
«Очевидно, что не могут быть усыновителями люди, которые совершали преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности. Но наравне с ними не могут усыновить ребенка и те люди, которые были судимы, например, за нарушение требований пожарной безопасности или правил безопасности при строительстве объекта», – пояснила Ольга Баталина.
Кстати, в комиссии Общественной палаты по социальной политике активно обсуждают предложение объявить лишение родительских прав исключительной мерой, а также отменить норму, согласно которой органы опеки при изъятии ребенка должны в течение 7 дней подать иск в суд о лишении или ограничении родительских прав.
Кроме того, в Минобрнауки разрабатывают метод отбора или восстановления статуса приемных родителей – например, будущих приемных родителей могут обязать пройти многоэтапное психологическое тестирование, чтобы ребенок, например, не попал в семью алкоголиков.
Планируют также расширить полномочия Минздрава по курированию детей-сирот. Фактически это приведет к тому, что ведомство будет вести персонализированный учет каждого ребенка, который лишился семьи.
«Задача – фактически выйти на персонализированный учет каждого ребенка, не только того, который находится в доме ребенка или в социальном приюте, или в интернате, но и тех детей, которые попали в семьи – или приемные, или патронатные», – отметила глава Минздрава Вероника Скворцова.
Россияне, опрошенные социологами «Левада-Центра», согласны, что вопрос сиротства в РФ необходимо решать. Для этого, по мнению респондентов, нужно облегчить процедуру усыновления (37% из 1600 опрошенных), увеличить расходы на детские дома (19%) и упростить процедуру усыновления для любых родителей, неважно – зарубежных или российских (18%). Хотя больше половины респондентов (75%) не готовы к усыновлению.