Выборы в одной из крупнейших стран-основателей Евросоюза Италии обнажили кризис современной Европы. Да, правительственные кризисы для Италии не новость, но никогда в этой стране не было ситуации, чтобы сенат страны контролировала одна политическая сила, а палату депутатов – другая. Поскольку в Италии парламентские палаты равноправны, это создает патовую ситуацию.
Экономический кризис в Италии
Страна переживает серьезный экономический кризис. Понятно, что множество итальянцев недовольны жесткими антикризисными мерами. Но долгие годы в европейских государствах недовольство народа властью выражалось на выборах традиционно – избиратели отдавали предпочтение крупнейшей оппозиционной партии. Так, власть переходила от правоцентристов к левоцентристам и наоборот. А в сумме эти силы всегда набирали примерно одинаковое число голосов, и на их монополию на власть никто не посягал.
Появление мощной политической силы, созданной буквально с нуля, – это симптом острейшего кризиса. Тем более если такая сила предлагает радикальные меры. А в Италии никому не известное до предвыборной кампании движение «5 звезд» во главе с блогером Беппе Грилло набрало больше четверти голосов, заметно опередив партию действующего премьера Марио Монти.
[quote]Один из главных лозунгов Грилло – референдум о выходе Италии из еврозоны. И это отнюдь не самое радикальное предложение. О программе «5 звезд» пишут, что «она о том, как правительство и парламент разогнать, здания, в которых они заседают взорвать, а все законы, которые создают дорогостоящий и коррумпированный политический класс страны, упразднить».[/quote]
Но голосовали за партию отнюдь не люмпены, не неаполитанские лаццарони, а люди, подкованные в технике. Грилло не пользовался телевидением, предпочитая интернет и живое общение с избирателями. А команда, которую он привел в парламент, – это в основном молодые люди с высшим образованием.
Успех Сильвио Берлускони — тоже симптом кризиса
И успех Сильвио Берлускони — тоже симптом кризиса. Ведь он вел кампанию отнюдь не как традиционный европейский правый. Его предложение вернуть людям деньги, уплаченные ими в качестве налога на недвижимость, – это прямо-таки шариковский популизм. Берлускони, конечно, политик эпатажный, но эпатаж у него все-таки подчиняется трезвому расчету, и без такого популизма он раньше обходился. А сейчас он прибег именно к такой риторике, потому что чувствует, как возмущен итальянский народ продиктованной Брюсселем и Берлином политикой европейских бюджетных стандартов, политикой жесткой экономии. Если копнуть глубже, то одна из крупнейших экономик ЕС стала жертвой весьма далёких от справедливых правил игры, которые действуют в Евросоюзе…
Неужели после такой иллюстрации европейского кризиса надо вновь талдычить о безальтернативности пути в ЕС?
Виктор Медведчук